Статьи о тыкве

Бережная уборка картофеля, лука, свеклы, овощей – система СТОПШОК. Бережная уборка картофеля, лука, свеклы, овощей – система СТОПШОК.
Легкие ручные овощные сеялки (точный высев овощей)
Транспортировка плодов дынь

Савинкова Т.А., к.с.-х.н.,
Коринец В.В., доктор  с.-х. наук,
Иванова  Е.И., к.с.-х.н.,ГНУ ВНИИ орошаемого овощеводства и бахчеводства.

Немаловажное значение в сохранении овоще-бахчевой продукции играет транспортировка различными видами       транспорта.    Широко    распространена автомобильная перевозка, но без соблюдения правил, продукция часто доставляется в места потребления низкого качества.

Выращивание, уборка, заготовка и отгрузка дынь сопряжена с большими затратами ручного труда. Отсутствие средств механизации, особенно при сборе, товарной обработке и затаривании приводит к значительным потерям выращенного урожая. Имеет место нарушения сроков уборки, многократных перевалок и несвоевременной    поставки     под  загрузку   продукции  в транспортные средства. Практикуется перевозка дынь навалом к местам сортировки, затаривания. При такой доставке плодов потери достигают 15-20%, против транспортировки в таре. Однако из-за отсутствия средств погрузки зачастую контейнеры ГОСТ 21123-75, поддоны ГОСТ 13350-73 не   используются  для перевозки  дынь.

Потери продукции (убыль массы, загнивание плодов) возрастают с увеличением расстояния, срока доставки и условий транспортировки. Между тем, величина потерь зависит от тщательности сортировки, укладки, тары и начального качества  отгружаемой   продукции. Качество плодов дыни зависит и от вида транспорта, которым продукция доставляется потребителю. С места   сбора  до пункта  реализации или   хранилища дыни      доставляются      автомашинами.    Плоды      загружают навалом на подстилку  толщиной 30-35 см.

Анализ структуры производственных затрат на выращивание и заготовку дынь показал, что основные пути снижения и сокращения потерь – это углубление специализации и концентрации производства, сокращение многосортное™, с целью отбора более транспортабельных, лежких с высокими пищевкусовыми достоинствами сортов, перевозка плодов только в таре, транспортом с охлаждением.

Изучение способов перевозки плодов дынь автотранспортом в ГНУ ВНИИОБ проводили на позднеспелом сорте Таврия. Собранные плоды загружали в специально оборудованный кузов автомашины. Для этого стенки кузова обставляли чаканом, на дно укладывали опилки или стружку толщиной 25-30 см. Плоды загружали навалом в 2-3 ряда, перекладывая каждый ряд опилками или стружкой  и в тару (картонные коробки).

Таблица 1.
Качество  плодов дыни  сорта Таврия при перевозке  автотранспортом

Расстояние, км Способ перевозки Качество плодов по ГОСТ 7178-85,%
стандарт отход
30 навалом в таре 99,1
100,0
0,9
0
60 навалом в таре 91,4
95,1
8,6
4,9
100 навалом в таре 84,1
90,5
15,9
9,5

Из таблицы 1 следует, что на качество плодов Дыни существенное влияние оказывает как расстояние перевозки, так и тара.
Оптимальным     для  перевозки  дынь,   оказался  пробег  от мест выращивания до мест   реализации  не  более  60 км,

обеспечивающий сохранность порядка 95,1-100,0 % стандартных плодов в таре. Перевозка навалом при 30 км обеспечивает выход стандартной продукции 99,1 % Увеличение расстояния перевозки навалом от 60 до 100 км приводило к снижению стандартности и увеличению отхода  от 8,6 до 15,9%, а в таре упаковке – 4,9-9,5 %.
Данные, полученные нашими исследованиями подтвердились при перевозке дынь железнодорожным транспортом из Чарджоуской области Туркменистана в Москву. Плоды дынь сорта Гуляби перевозили навалом и в ящичных поддонах ТКБ-67 по ГОСТ 21133-75 в 4-осных вагонах  без охлаждения и рефрижераторах.
Установлено, что при доставке навалом хранение плодов в хранилище без охлаждения должно осуществляться не более 10 суток. Увеличение срока хранения (20 и более суток) сопряжено с понижением стандартности до 45,3% за счет увеличения отхода, обусловленного загниванием плодов   (табл.2).

Таблица 2.
Стандартность  плодов  дыни  сорта Таврия в зависимости  от расстояния   перевозки   и срока  хранения   в естественных условиях, %

Расстояние,
км
Срок  хранения, суток
10 20 30
стандарт отход стандарт отход стандарт отход
30 100,0 0 84,3 15,7 45,3 54,7
60 95,0 5,0 51,0 49,0 3,0 97,0
100 87,0 12,4 43,2 56,8 0 100,0
         
Из  вышеизложенного следует, что дыни целесообразно перевозить в контейнерах и картонных    коробках     на поддонах любым видом транспорта с соблюдением требований  ГОСТ 7178-85 «Дыни  свежие. Технические условия». При этом необходимо учитывать, что плоды, загружаемые в тару должны быть одного сорта, однородны по степени зрелости, одного размера и формы. Перевозка в таре позволяет сохранить стандартную продукцию и снизить потери за счет порчи плодов  в 1,9 раза.

Дыни в хранилищах без охлаждения после транспортировки не должны храниться более 10 суток. Несоблюдение данного требования увеличивает отход за счет гнилых и загнивших плодов, в результате чего требуется сортировка продукции, что сопряжено с большими   затратами.

Селекция и агротехника бахчевых культур:
Сборник научных трудов к 75-летию Быковской бахчевой селекционной опытной станции,
2005 г.



перейти в раздел Статьи
 
 

Во исполнение требований Федерального закона «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. Все персональные данные, полученные на этом сайте, не хранятся, не передаются третьим лицам, и используются только для отправки товара и исполнения заявки, полученной от покупателя. Все, лица, заполнившие форму заявки, подтверждают свое согласие на использование таких персональных данных, как имя, и телефон, указанные ими в форме заявки, для обработки и отправки заказа.
Хранение персональных данных не производится.

Тип машины *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Производитель *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Год выпуска *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Наработка

Ваше имя *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Ваш телефон *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Ваша электронная почта