Транспортировка плодов дынь
Савинкова Т.А., к.с.-х.н., Немаловажное значение в сохранении овоще-бахчевой продукции играет транспортировка различными видами транспорта. Широко распространена автомобильная перевозка, но без соблюдения правил, продукция часто доставляется в места потребления низкого качества. Выращивание, уборка, заготовка и отгрузка дынь сопряжена с большими затратами ручного труда. Отсутствие средств механизации, особенно при сборе, товарной обработке и затаривании приводит к значительным потерям выращенного урожая. Имеет место нарушения сроков уборки, многократных перевалок и несвоевременной поставки под загрузку продукции в транспортные средства. Практикуется перевозка дынь навалом к местам сортировки, затаривания. При такой доставке плодов потери достигают 15-20%, против транспортировки в таре. Однако из-за отсутствия средств погрузки зачастую контейнеры ГОСТ 21123-75, поддоны ГОСТ 13350-73 не используются для перевозки дынь. Потери продукции (убыль массы, загнивание плодов) возрастают с увеличением расстояния, срока доставки и условий транспортировки. Между тем, величина потерь зависит от тщательности сортировки, укладки, тары и начального качества отгружаемой продукции. Качество плодов дыни зависит и от вида транспорта, которым продукция доставляется потребителю. С места сбора до пункта реализации или хранилища дыни доставляются автомашинами. Плоды загружают навалом на подстилку толщиной 30-35 см. Анализ структуры производственных затрат на выращивание и заготовку дынь показал, что основные пути снижения и сокращения потерь – это углубление специализации и концентрации производства, сокращение многосортное™, с целью отбора более транспортабельных, лежких с высокими пищевкусовыми достоинствами сортов, перевозка плодов только в таре, транспортом с охлаждением. Изучение способов перевозки плодов дынь автотранспортом в ГНУ ВНИИОБ проводили на позднеспелом сорте Таврия. Собранные плоды загружали в специально оборудованный кузов автомашины. Для этого стенки кузова обставляли чаканом, на дно укладывали опилки или стружку толщиной 25-30 см. Плоды загружали навалом в 2-3 ряда, перекладывая каждый ряд опилками или стружкой и в тару (картонные коробки). Таблица 1.
Из таблицы 1 следует, что на качество плодов Дыни существенное влияние оказывает как расстояние перевозки, так и тара.
Таблица 2.
Из вышеизложенного следует, что дыни целесообразно перевозить в контейнерах и картонных коробках на поддонах любым видом транспорта с соблюдением требований ГОСТ 7178-85 «Дыни свежие. Технические условия». При этом необходимо учитывать, что плоды, загружаемые в тару должны быть одного сорта, однородны по степени зрелости, одного размера и формы. Перевозка в таре позволяет сохранить стандартную продукцию и снизить потери за счет порчи плодов в 1,9 раза.
Дыни в хранилищах без охлаждения после транспортировки не должны храниться более 10 суток. Несоблюдение данного требования увеличивает отход за счет гнилых и загнивших плодов, в результате чего требуется сортировка продукции, что сопряжено с большими затратами. Селекция и агротехника бахчевых культур: перейти в раздел Статьи |